ОДНКНР 6 КЛАСС

 Основы духовно-нравственной культуры народов России

по ОДНКНР 

оценочная система

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ БЛОГ


Мои контакты

моя почта 

missy21@mail.ru 

 ИЛИ 

страница

в Контакте в сообщения

https://vk.com/misyurina_pro


ПРАВИЛА работы

1. Дата проведения и  Тема урока должны быть записаны в тетрадь (на уроке или дома).
2. Основные термины урока также фиксируются в тетради.
 3. Материал на блоге есть к каждому уроку: читаем, слушаем, повторяем
2023-2024 учебный год
Темы 4 четверти

Работы на оценку в 4 четверти

3. Найти в интернете или СМИ информацию о современных героях. ( от 29 урока)

1.Составьте синквейн к слову "гражданин"  (от 27 урока)

Задания на выбор (по желанию): 

2.Напишите рассказ «Почему патриотизм важен?" (5-9 пр). (от 28 урока)


изучаем материал на уроке и повторяем дома

 Тема урока: Государство Россия. Наша Родина.

·         Государство - особая форма организации политической власти, организованности которая располагает специальным аппаратом управления обществом для обеспечения целостности,  данного общества и определенного порядка в нем.

·        Гражданская идентичность - индивидуальное чувство принадлежности к общности граждан конкретного государства, позволяющее гражданской общности действовать в качестве коллективного субъекта.

·        Закон - документ, создаваемый государственными органами для поддержания и регулирования порядка в обществе.

 30/14 урок с 22 по 26 апреля

Государство:

суверенитет (— это полная независимость государства от других государств в его внутренних делах и внешних отношениях)

единство территории,

язык;

Закон:  юридический акт (акт, издаваемый государственным органом, должностным лицом или по поручению государства общественной организацией в пределах их компетенции и содержащий обязательные к исполнению предписания - общенормативные или индивидуально-определенные)

 референдум (форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения. Референдум — важнейший институт прямой демократии. Представляет собой непосредственное правотворчество народа),

общественные отношения;

Гражданская идентичность (это свободное отождествление человека с народом (российской нацией), включённость человека в культурную, общественную жизнь страны, ощущение причастности к будущему, настоящему и прошлому российской нации, осознание себя россиянином ):

гражданин,

этнос,

 религия.

  Культурный компонент российской гражданской идентичности включает в себя 3 ступени:

     во-первых, осознание значимости культуры и традиций, истории своего народа;

     во-вторых, понимание особенностей развития культуры своего народа в контексте динамики российской культуры и традиций;

     в-третьих, понимание роли и места российской культуры в мировой культуре.

·        Языковой компонент предполагает владение русским языком как государственным и языком межнационального общения на территории Российской Федерации.

Каждый представитель народов России сохраняет право на знание своего родного языка.

·        Политический компонент связан с пониманием основных политических тенденций, способностью выделить среди них позитивные и ключевые направления для укрепления России в мировом сообществе.

·        Социальный компонент предполагает знание и осознанное следование как законам, традициям, нормам и правилам социального поведения своего народа, так и соответствующим позициям, регламентирующим жизнь российского общества в целом.

·        Этно-конфессиональный компонент – это, в первую очередь, способность выстраивать конструктивный диалог в поликультурном пространстве российского социума.

 Домашнее задание: будет проверочная работа

·      Выучить основные характеристики новых понятий.




изучаем материал на уроке и повторяем дома

 Тема урока: Защита Родины: подвиг или долг?      

 Героический поступок – это наивысшее проявление мужества, решительности и бескорыстной любви к ближним.

·        Далеко не каждый человек способен совершить подвиг, поскольку это противоречит инстинкту самосохранения.

·         Самой природой заложено, чтобы в минуты опасности человек делал все возможное для собственной безопасности. И только люди с прекрасно развитыми моральными качествами способны позабыть о себе, собственной жизни, чтобы спасти других людей.

Это не четко спланированный заранее план, а моментальное решение, которое возникает в момент наивысшего душевного подъема



 29/13 урок с 15.04 по 20.04

·        Высшая добродетель; стойкость;  высшее мужество. ДОБЛЕСТЬ

·        Достойные уважения и гордости моральные качества человека; ЧЕСТЬ

·        Героический поступок, совершённый человеком для пользы государства и окружения; ПОДВИГ

·        Состояние спокойствия, покоя, согласия; отсутствие вражды, войны. МИР

·        Вооружённая борьба между государствами или народами, между людьми внутри государства. ВОЙНА

  Материал к уроку:

Героический поступок – это добровольное действие, являющееся следствием доброты, чести и совести человека.

·        Учеными разных стран проведено множество исследований и назван перечень стимулов совершить подвиг. 

     Они довольно очевидны:

     любовь к Родине, ненависть к врагу, чувство воинского долга, товарищество, взаимовыручка, страх презрения со стороны товарищей, стремление отличиться, получить награду. 

     Каждый из них может сподвигнуть человека на героический поступок.

 Домашнее задание: Найти в интернете или СМИ информацию о современных героях.

изучаем материал на уроке и повторяем дома

 Тема урока: Патриотизм.



28/12 урок с 08.04 по 13.04

        Патриотизм включает в себя:

ü заботу об интересах и исторической судьбе своей страны, готовность пожертвовать собой ради них;

ü внутренняя лояльность;

ü гордость за социальные и культурные достижения вашей страны;

ü сочувствие к страданиям своего народа и неприятие негатива по отношению к нему;

ü уважение к историческому прошлому страны и унаследованным от нее традициям.

  Материал к уроку:

1. Наше Отечество, наша Родина — матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в  ней  говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов. Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и Родина. К. Д. Ушинский      

2. А в чём самая большая цель жизни? Я думаю, увеличивать добро в окружающем нас. А добро — это, прежде всего, счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком. Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство… Д. С. Лихачев

 Домашнее задание: по желанию

Напишите рассказ «Почему патриотизм важен?" (5-9 пр).


·        






3.Любовь к Родине включает в себя заботу об интересах и исторических судьбах страны и готовность ради неё к самопожертвованию;

верность Родине, ведущей борьбу с врагами;

гордость за социальные и культурные достижения своей страны, сочувствие к страданиям народа и отрицательное отношение к социальным порокам общества;

уважение к историческому прошлому Родины и унаследованным от него традициям; привязанность к месту жительства.

изучаем материал на уроке и повторяем дома

 Тема урока: Гражданин.

27/11 урок с 01.04 по 05.04




  Материал к уроку:

       Принципы хорошего гражданина.

1        Понимает свое место в мире и среди других людей, а также осознает, что живые существа ВАЖНЕЕ ВЕЩЕЙ;

2. Помогает близким и чужим, а также поддерживает слабых выступает против НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ И НАСИЛИЯ работает и учится всю жизнь;

       3. Уважает свою страну и ее знаменательные дни, знает  КОНСТИТУЦИЮ и правовую систему, а также следует закону даже в маленьких вещах;

4. Проявляет интерес к происходящему в обществе, разбирается в политике, проявляет ГРАЖДАНСКУЮ АКТИВНОСТЬ  и не считает себя незначительным человеком;

      5. Уважает человеческое ДОСТОИНСТВО, равноправие и право других быть особенными;

6. Бережет природу, думает и о других живых существах, а также о ГРЯДУЩИХ ПОКОЛЕНИЯХ;

7. Знает историю и уважает КУЛЬТУРУ, как собственного, так и других народов честен, любезен.

 Домашнее задание:

Составьте синквейн к слову "гражданин"

Темы 3 четверти


Работы на оценку в  3 четверти.  
Тетрадь продолжаем вести. Основные моменты (если в школе не успели,  записываем. Тетради проверяем в школе!

Выполняем обязательные домашние задания в тетради!

4. Составьте свой план решения социальной проблемы - одиночество

 3.   Подготовьте мини-сообщение про людей, которые соблюдают этику предпринимательства.( от 19 урока)

2. Подготовить мини-сообщение про любого героя нашей страны(от 18 урока)

1. Напиши рассказ о своем труде (5-9 предложений) от 17 урока

 Задания на выбор (по желанию)Темы (на выбор: проектов, сообщений, рефератов)

  1. Напишите рассказ о волонтерской организации или благотворительном фонде своего региона (5-9 предложений).
  2. Напишите рассказ о любой социальной профессии (5-9 пр). ( от 23 урока)
  3. На основе идей гуманизма разработай правила своего класса или найди пословицы народов России, которые отражают идеи гуманизма (можно взять любой народ, который проживает на территории вашего субъекта). ( от 22 урока)
  4. На основе пословиц запиши качества гражданина РФ. Должно получиться 11 слов (таблица в 22 уроке)
  5. Подготовьте мини-сообщение про благотворительность в своем городе или регионе. ( от 21 урока)
изучаем материал на уроке и повторяем дома

 Тема урока: Моя профессия (практическое занятие).




26/10 урок с 18.03 по 23.03  

  Материал к уроку:

 Домашнее задание:

изучаем материал на уроке и повторяем дома

 Тема урока: Выдающиеся ученые России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества.

Развитие науки очень важно, как для России, так и для всего человечества. Она открывает путь в будущее, спасает жизни, даёт нам возможность познавать окружающий мир и тайны вселенной. День российской науки – праздник учёных, исследователей, всех тех, кто всерьёз занимается наукой.

 25/9 урок с 11.03 по 16.03






Работники науки должны быть ценимы именно как самая продуктивная и драгоценная энергия народа, а потому для них необходимо создать условия, при которых рост этой энергии был бы всячески облегчен. 



  Материал к уроку:

Функции науки 

·        Наука может и должна смотреть в будущее. ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ

·        Она отвечает за внедрение имеющихся знаний в производство. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ

·        Она состоит в использовании достижений науки в государственных проектах и программах страны. СОЦИАЛЬНАЯ

·        Эта функция проявляется в обучении, развитии и воспитании людей. КУЛЬТУРНАЯ

·        Эта функция отвечает за формирование у людей научной картины мира.  МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ

·        Это поиск и производство новых знаний. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ

·        Вспомните великих российских ученых. Подберите к каждому ученому его труд. 

Смотрим:

Краткая история великих изобретений русских учёных  

 Домашнее задание: ( по желанию)

Напишите мини-рассказ о любом российском ученом (5-9 предложений).



изучаем материал дома, работаем в тетради

 Тема урока: Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг.



  24/8 урок с 04.03 по 09.03

·        Социальный долг — это совокупность объективно необходимых обязанностей человека перед обществом, народом, государством, семьёй или перед конкретным человеком.


  Материал к уроку:


 Домашнее задание: ( по желанию)

Напишите рассказ о волонтерской организации или благотворительном фонде своего региона (5-9 предложений).

Читать:



 изучаем материал дома, работаем в тетради

 Тема урока: Социальные профессии. Их важность для сохранения духовно-нравственного облика общества.

·       Социальные профессии -  к ним относят все профессии, связанные с соцсферой и взаимодействием с людьми. 

      Особенности социальных профессий

Социальные профессии относятся к сфере, направленность которой ориентирована на человека или общество.

Подобная работа требует наличия определенного склада характера и стрессоустойчивости.

·        Суть профессий в широком смысле сводится к оказанию помощи, поддержки, защиты, а также адаптации, реабилитации или коррекции.

  23/7 урок с 26.02 по 02.03

·        Помогающие профессии - связаны с оказанием помощи людям в решении проблем, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни (психологических, медицинских, социальных, юридических и др.). К ним относятся соответствующие теории и научные исследования.

·        ·        Особенности помогающих профессий

Помогающие профессии имеют ряд особенностей, которые отличают их от других профессий.

Во-первых, помогающие профессии требуют от специалистов высокой степени эмпатии и способности понимать чувства других людей.

·        Во-вторых, помогающие профессии требуют от специалистов умения строить доверительные отношения с людьми.

В-третьих, помогающие профессии требуют от специалистов высокого уровня ответственности и профессионализма.

  Материал к уроку:

·     Социальные работники

·       Помощь уязвимым группам населения

·       Поддержка семей

·       Профилактика и предотвращение социальных проблем

·       Работа с молодежью

·       Содействие инклюзивному обществу

·       Развитие социальных программ

·       Психологическая поддержка

Духовно-нравственные качества

для представителей социальных профессий

·        выраженное чувство ответственности

·        доброта

·        инициативность

·        искренность

·        оптимистичность

·        порядочность

·        пунктуальность

·        сострадательность

·        чуткость

  Домашнее задание: ( по желанию) Напишите рассказ о любой социальной профессии (5-9 пр).

Знать, читать



изучаем материал дома, работаем в тетради

 Тема урока: Гуманизм как сущностная характеристика духовно-нравственной культуры народов России.

·        Гуманизм - это значит человечность, любовь к людям. Гуманизм провозглашает высшими ценностями человеческую жизнь, свободу, достоинство и самовыражение. 

Принципы гуманизма:

Главные принципы гуманизма - забота о благе людей, уважение к людям, сострадание. 

  • каждый человек несёт личную ответственность за свои решения, выборы и поступки;

      каждый человек несёт личную ответственность за свои решения, выборы и поступки;

      являясь социальным существом, человек может создать и привнести в культурный мир что-то новое;

      в своих действиях человек должен руководствоваться принципами морали и нравственности, а также сознательностью и здравым смыслом.

22/6 урок с 19.02 по 24.02

·        Гуманизм - система построения гуманного человеческого общества, где высшей ценностью является жизнь человека, все материальные и нематериальные ресурсы направлены на то, чтобы сделать эту жизнь максимально комфортной и безопасной.

  Материал к уроку:

Притча о Доброте и милосердии 

Я, как и Ты, - Человек (социальный ролик)

Пословицы народов России

  1. ·        Оставленный в тундре запас — и для нас, и для вас. (ненецкая пословица)
  2. ·        Если вдвоем поднимаешь бревно, легче становится вдвое оно. (хакасская пословица)
  3. ·        Добром за добро платит каждый, добром за зло - настоящий человек. (татарская пословица)
  4. ·        Честь твоего друга должна быть дорога, как своя собственная. (еврейская пословица)
  5. ·        Чужая беда не научит (мокша).

   Вывод:

   Идеи гуманизма лежат в основе духовно-нравственной культуры народов России.

 Домашнее задание:(по желанию)

1.На основе идей гуманизма разработай правила своего класса или найди пословицы народов России, которые отражают идеи гуманизма (можно взять любой народ, который проживает на территории вашего субъекта).


2. 

должно получиться 11 слов


изучаем материал дома, работаем в тетради

 Тема урока: Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений.

 21/5 урок с 12.02 по 18.02

·       




  Материал к уроку:

 Оказание помощи тем, кто в ней нуждается, милосердие, милость. Это «благотворительность» 

·        Поддержка и поощрение, оказываемые отдельными лицами или фондами деятелям и учреждениям искусства, культуры, науки и образования. Меценатство

·        Это комплекс действий и мероприятий, направленных на достижение цели, выполнение задач и получение заранее запланированных результатов для решения актуальной социальной проблемы. Социальный проект

·        Это деятельность, совершаемая добровольно на благо общества или отдельных социальных групп без расчета на вознаграждение. Волонтерство

·        Благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят они за него или нет. Общественные блага

·        Чувство готовности оказать бескорыстную помощь, прощение, а также сама такая помощь, прощение, например, благотворительность. Милосердие

·        Это этический принцип. Учёт интересов, ценностей и целей широких социальных групп и общества в целом. Гражданская и социальная ответственность

 Домашнее задание: по желанию

·        Подготовьте мини-сообщение про благотворительность в своем городе или регионе.



изучаем материал на уроке и повторяем дома

 Тема урока: Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного самопознания.

















Социальные проблемы возникают из-за несоответствия между потребностями и возможностями общества. Они могут быть вызваны экономическими, политическими, культурными и социальными факторами. 
Социальные проблемы не являются индивидуальными проблемами, а имеют общественный характер и требуют коллективных усилий для их решения.

20/4 урок с 05.02 по 10.02 


    








алкоголизм

сиротство

бедность

асоциальная семья

одиночество

  Материал к уроку:



Живой человек носит в своем духе, в своем сердце, в своей крови жизнь общества: он болеет его недугами, мучится его страданиями, цветет его здоровьем, блаженствует его счастьем... 

 Домашнее задание: читать. думать.

Составьте свой план решения социальной проблемы - одиночество


На заметку!!!





изучаем материал на уроке и повторяем дома

 Тема урока: Люди в обществе. Духовно-нравственное взаимовлияние.









 19/3 урок с 29.01 по 02.02

·        Дружба — близкие взаимоотношения людей, основанные на доверии, преданности, искренности, открытости, общности интересов и ценностей.

·        честью принято считать нравственное качество, которое подразумевает высокий уровень самоуважения, благородства, положительную и тщательно оберегаемую репутацию в обществе 

·        Коллективизм предоставляет устойчивую поддержку и эмоциональную поддержку для всех членов общества. Он создает сообщество, в котором люди чувствуют себя включенными, важными и поддержанными.




Социальное предпринимательство — деятельность, которая направлена на решение социальных, культурных или экологических проблем с помощью бизнеса.


  Материал к уроку:

Что входит в социальное предпринимательство?
Это бизнес, который нацелен на решение социальных задач: 
помощь людям, забота об экологии, уход за тяжелобольными людьми, 
предоставление работы инвалидам, сиротам, пенсионерам, беженцам.
 В основе социального предпринимательства
 лежит проявление инициативы в решении проблем социально уязвимых категорий населения.




 Домашнее задание:

·        Подготовьте мини-сообщение про людей, которые соблюдают этику предпринимательства.


изучаем материал на уроке и повторяем дома

 Тема урока: Подвиг. Как узнать героя


 18 урок с 22.01 по 26.01

Материал к уроку: МОЖНО ПОСМОТРЕТЬ 

К/Ф Зоя Космодемьянская (2021) Военная драма

аварийной посадке лайнера авиакомпании «Алроса» в Ижме - Сергей Сотников

 Домашнее задание:

Подготовить мини-сообщение про любого героя нашей страны.

изучаем материал на уроке и повторяем дома

 Тема урока: Труд делает человека человеком.











Экономическое благополучие -  обобщающий показатель, отражающий благосостояние людей и состояние окружающей среды.

 Добросовестный труд -  это честное и старательное выполнение обязанностей и обязательств.


 17/1 урок с 15 по 19 января













  Материал к уроку:  

Качества трудолюбивого человека

Стремление к достижению целей

Усидчивость

Организованность

Ответственность

Настойчивость 

Проактивность

Терпение

 Домашнее задание: 

Напишите рассказ о своем труде (5-9 предложений).

Темы 2 четверти

Работы на оценку во 2 четверти


Выполняем обязательные домашние задания в тетради! 

  1. В тетрадь записать тему 13 урока , понятия Этика. Нравственность. Золотое правило морали. Тетрадь готовим на проверку. Вспомни и запиши любой свой нравственный поступок. 
  2. Положи в сундук общие нравственные ценности (не менее 10) для религий России (нарисовать сундук с ценностями).
  3. Сообщение про любую игрушку народов России.
  4.   Напиши 5 своих лучших качеств (можно мини-рассказом).


  Задания на выбор (по желанию): 

  1. Зачем нужны науки о человеке (5 предложений)

  2. Идеи для решения проблемы одиночества
  3. Мини рассказ о себе. Самостоятельный ли ты человек. В чем (как) это проявляется?

изучаем материал на уроке и повторяем дома
Тема урока: ПОВТОРЕНИЕ

ДОП. ТЕМА
 Твоя культура поведения
16 Урок с 25.12-29.12




Д/З ЧИТАТЬ, СМОТРЕТЬ. ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ 



изучаем материал на уроке и повторяем дома

 Тема урока.  ПОВТОРЕНИЕ пройденного

                                           ДОП.ТЕМА

Зачем нужны заповедники на Южном Урале? Охрана природы

 15 урок   с 18.12 по 22. 12







 Материал к уроку:

Дополнительный материал:


 Д/задание: 

Все повторяем.  


смотреть материал к уроку

 Пётр I уделял большое внимание охране природы. Указы, подписанные императором, раскрывали правила бережного отношения к лесным и водным ресурсам, флоре и фауне России.


изучаем материал на уроке и повторяем дома

 Тема урока: Самопознание (практическое занятие).

·        Познай самого СЕБЯ — прекрасный и полезный совет, жаль только, что древние не догадались указать способ, как пользоваться этим советом. Антон Павлович Чехов

зап. Самопознание — это способность человека к самоанализу, обнаружению своих сильных сторон, своих качеств, своих недостатков и собственных характеристик.

·        Самопознание является ключом к психологическому благополучию:

Знание себя позволяет понять собственные желания в работе или в повседневной жизни.

Оно также позволяет лучше управлять нашими эмоциями даже в самых сложных ситуациях.

·        Самопознание тесно связано с эмоциональным интеллектом, поскольку знание интерпретации наших эмоций связано с саморефлексией и улучшением психического здоровья.

 14 урок с 11 по 17 декабря

·        ЗАП. Рефлексия — способность сознательно обращать внимание на свои мысли, эмоции и поведение, оценивать принятые решения и перспективы.

·        ЗАП. Автобиография - последовательное описание человеком событий собственной жизни.



  Материал к уроку: читать

 Домашнее задание: нарисовать свой "автопортрет"

тетрадь на проверку!!!

изучаем материал на уроке и повторяем дома

 Тема урока: Этика и нравственность как категория духовной культуры.

Этика – это философская дисциплина. Предметом исследования и изучения этики являются нравственность и мораль.

 Нравственность - Внутренние (духовные и душевные) качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т.п., которые проявляются в отношении к людям и природе.

 13 урок с 04 по 10 декабря


Из сочинений ребят.......В современном обществе остается все меньше и меньше людей, которым присуще такое качество, как доброта. Люди стали безразличными и равнодушными к чужим бедам.

Я считаю, что без добра невозможно жить. Я верю, что все добрые поступки обязательно вернутся, положительно повлияют на дальнейшую жизнь человека.

Я стараюсь ежедневно совершать добрые поступки. Подкармливаю голубей и бездомных животных, помогаю пожилым людям и просто людям, которые нуждаются в помощи. Сделать добро это же так просто, поднять человеку настроение, помочь больным, защитить слабых людей.

В душе разливается тепло, когда сделав доброе дело, видишь довольную сытую собаку или улыбку людей, слышишь приятные слова в свой адрес. Призываю всех людей делать добрые дела, ведь всякое в жизни бывает, возможно и вам когда-нибудь протянут руку помощи.

Делать добро нужно бескорыстно. Не могу передать ощущение радости и гордости, которое испытываешь совершив очередной добрый поступок.

Для того, чтобы быть добрым и совершать добрые дела нужно каждый день работать над собой. Бороться с ленью, обидами, учиться искренне любить и ценить друзей и близких, хорошо относится к незнакомым людям.

Если люди перестанут быть эгоистичными и не будут проходить мимо человеческой беды, мир станет намного ярче, добрее и позитивней.

  Материал к уроку:

Этика имеет свои категории, через призму которых она изучает человеческие мораль и нравственность.  Всего их семь:

      Добро и зло. Первое – это все, что касается благости, второе – то, что ей противоречит;

Долг – свод обязанностей индивида по отношению к представителям общества;

Совесть – внутренний контролер поведения человека, цензор, личный самосуд. Совесть (что это такое?) считается одним из самых сильных чувств, наличие которого свидетельствует о высоком уровне нравственности и осознанности личности;

      Личное достоинство, уровень которого напрямую связан с уровнем самореализации индивида в обществе. Оценивается как самим человеком, так и людьми;

Честь – формируется человеком в связи со связанностью с некой группой. Коллективная честь становится не только профессиональной, но и личной;

Свобода (что это?) – отражает спектр осознанных, добровольных выборов и возможностей;

Ответственность – осознанное предвидение последствий своих действий и добровольное их принятие.

 Домашнее задание: 

В тетрадь записать тему, понятия Этика. Нравственность. Золотое правило морали. Тетрадь готовим на проверку. Вспомни и запиши любой свой нравственный поступок. 

  изучаем материал на уроке и повторяем дома

 Тема урока: Наука как источник знания о человеке.



 12 урок с 27.11 по 03.12




  Материал к уроку:

  Первой особенностью гуманитарного знания в отличие от знаний о природе обычно отмечают следующую. Гуманитарное знание говорит о том, что создано _ЧЕЛОВЕКОМ_ на протяжении его СУЩЕСТВОВАНИЯ __, а не о том, что возникло естественным образом. О естественных образованиях говорят другие виды знания, например, естественные науки.

науки в ГУМАНИТАРНОМ ЗНАНИИ

История

Этика

Эстетика

Право

Искусство

Религия

Литература

Философия

 Домашнее задание: (по желанию): 

Зачем нужны науки о человеке 

(5 предложений)


  «Общечеловеческие ценности»- это ценности, ориентиры и нормы, являющиеся стандартом для людей всех культур и эпох:

-высшая ценность – человеческая жизнь.

-         особую ценность представляют для человечества: материнство и детство, важность семьи, родительской любви, формирование полноценной личности.

-труд.

- в культуре воплощены нравственные ценности общества, понятия о добре и зле, справедливости, чести и достоинстве.

-         развитие общества, высокие социальные достижения невозможны без высокого уровня образования.

- к числу общечеловеческих ценностей относится и природа.

  изучаем материал на уроке и повторяем дома

 Тема урока: Религия как источник нравственности.


 11 урок с 21 по 27 ноября 






  Материал к уроку:

Существуют общие черты, объединяющие все основные мировые религии.

Во-первых, 

в большинстве религий присутствуют основные моральные принципы, такие как любовь к ближнему и справедливость. Эти принципы способствуют установлению гармонии между людьми и создают основу для мирового порядка и согласия.

 Во-вторых, 

большинство религий предлагают пути к спасению и освобождению от страданий и невежества. Они помогают своим последователям найти смысл жизни и достичь духовного просветления.




 Домашнее задание:

Положи в сундук общие нравственные ценности (не менее 10) для религий России (нарисовать сундук с ценностями).


 изучаем материал на уроке и повторяем дома

 Тема урока: Взросление человека в культуре народов России.





Возраст — это количество лет, которое прожил человек к определённому моменту. 

 10 урок с 14 по 20 ноября 

Детство: (до 11 – 12 лет) Человек интенсивно растёт и развивается.


Отрочество: (11 – 15 лет) Переход от детства к взрослой жизни и один из самых сложных периодов развития человека.


Молодость: (15–30 лет) Наиболее активный период жизни человека.


Зрелость: (30–60 лет) Расцвет интеллектуальных, профессиональных способностей, а также временем максимальных материальных достижений.

  

Пожилой возраст: (60–80 лет) Меняется привычный образ жизни человека: он выходит на пенсию, у него часто появляются проблемы со здоровьем.

 

Старость: (от 80 лет и старше) В этом возрасте ухудшается здоровье, человеку часто требуется медицинская помощь. 

 

  Материал к уроку:

Проблема одиночества

Самостоятельность — это уверенность в своих силах и желание попробовать незнакомое дело. Нужно воспитывать в себе стремление отказываться от помощи, пользоваться ею только в крайних случаях, развивать волю и целеустремлённость.

Идеи для решения проблемы одиночества

1. Сосредоточьтесь на настоящем и мечтайте 

2. Гордитесь собой. Хвалите себя за добрые дела, мысли, поступки

3. Учитесь получать удовольствие от того времени, которое вы проводите наедине с самими собой

4. Не позволяйте себе бездельничать. Займитесь творчеством

5. Проясните для себя цель своей жизни

 Домашнее задание:

Сообщение про любую игрушку народов России.





 изучаем материал на уроке и повторяем дома

 Тема урока: Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал человека.

Общество является бесценным источником знаний и опыта для любого человека, который в нем живет и общается с другими людьмиЭтот опыт позволяет человеку развивать такие качествакоторые невозможно приобрести в одиночку. 

Способность к общению — в обществе человек учится находить общий язык с окружающими и строить отношения на базе доверия и взаимопонимания.

Уважение — жизнь в обществе формирует у человека уважительное отношение к мнениям других людей, независимо от того, согласен он с ними или нет. 

Терпимость — общение с разными людьми приводит к тому, что человек начинает понимать и уважать различия в мнениях, убеждениях и традициях.

 9 урок с 07 по 13 ноября





  Материал к уроку:

Право является совокупностью норм поведения общего характера.

Мораль — это принятая в обществе система норм, идеалов, принципов, регулирующая поведение людей.  

Этика — философская дисциплина, изучающая поведение людей на основе моральных мотивов.

Ответственность — это осознанная готовность человека принимать последствия своего выбора, отвечать за поступки.

Нравственность — моральное качество человека, правила, которыми руководствуется человек в своём выборе.

Свобода есть независимость от произвольной воли другого человека.

Этикет – это совокупность общепринятых правил поведения в обществе или в определённой ситуации.

Долгвнутренне принимаемое (добровольное) обязательство, «обязанность человека, освящённая его совестью».


 Домашнее задание:

В тетради  Напиши 5 своих лучших качеств (можно мини-рассказом).

Знать термины к уроку.










На уроке разберем все понятия и запишем в тетрадь.



Темы 1 четверти

  Работы на оценку в 1 четверти.  Для тех ребят, кто не решал в классе  проверочные задания.  срок до 15.10 

 1. Пр. работа №1 Культура России. Многообразие регионов 

                2.  Пр. работа №2 Мир культуры. Нравственность

3. Пр. работа №3 Быт русского народа


 Проверка тетрадей и домашних заданий!
 Задания на выбор (по желанию). Точкой отмечены обязательные задания
        --Напиши 5 правил для современного мира
          --Семь обязанностей ученика
         --Синквейн к слову "Религия"
         --Зачем нам нужно образование?

  • Напиши 5 предложений на тему: «Самая полезная профессия»

--Выбери одну вещь и объясни, как она характеризует народ, которому она принадлежит. 

Составить синквейн по теме"ТРУД"
  • Выбери  1 субъект РФ и найди (напиши) интересный факт.

--Небольшое сообщение (на выбор) о традиционном, индустриальном, постиндустриальном  обществах. 

--Ответь на ? "Как культура повлияла на тебя?"



изучаем материал на уроке и повторяем дома

  Тема урока: Современный мир: самое важное (практическое занятие)

Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 8 урок с 23 по 27 октября

Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. 

5. К традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. 

6. Христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, являющиеся неотъемлемой частью российского исторического и духовного наследия, оказали значительное влияние на формирование традиционных ценностей, общих для верующих и неверующих граждан. Особая роль в становлении и укреплении традиционных ценностей принадлежит православию.

7. Российская Федерация рассматривает традиционные ценности как основу российского общества, позволяющую защищать и укреплять суверенитет России, обеспечивать единство нашей многонациональной и многоконфессиональной страны, осуществлять сбережение народа России и развитие человеческого потенциала

  

Материал к уроку:

 Домашнее задание:

Напиши 5 правил для современного мира



изучаем материал на уроке и повторяем дома

  Тема урока: Общество и религия. Духовно-нравственное взаимодействие.









Религия
— это вера в существование неких сверхъестественных сил, которые оказывают влияние на окружающую среду, управляют событиями, помогают или вредят людям

 7 урок с 16 по 20 октября

Религия — это феномен культуры, она нацелена на поиск смысла и цели существования, определяет шкалу человеческих ценностей. 

Велика роль религии в искусстве, архитектуре, распространении письменности и книгопечатании. 

Религия занимает особое место в сфере духовной культуры. Для религиозного мировоззрения типично деление всего сущего на мир земной и небесный и признание бессмертия души. 

Религия предполагает наличие таинственной или мистической связи между человеком и Богом, поклонение ему. 

Являясь одним из универсальных культурных механизмов регуляции человеческой деятельности, религия посредством системы культовых действий организует повседневную жизнь, формирует мировоззрение, побуждает человека задуматься о смысле собственного существования

  Материал к уроку:

Свободомыслие — течение общественной мысли, отвергающее религиозные запреты на рациональное осмысление догматов веры и отстаивающее свободу разума в поисках истины. 

Конфессия — особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания.



 Домашнее задание (ПО ЖЕЛАНИЮ):




Атеизм - мировоззрение, отрицающее бытие Бога, а также существование сверхъестественного мира (ангелов, духов и т. п.); отрицание религии вообще.

изучаем материал на уроке и повторяем дома

  Тема урока: Права и обязанности человека





 урок с 09 по 13 октября

Зачем знать свои права и обязанности? 

Нельзя возвести дом, не владея навыками строительства и не зная законов физики. 

Нельзя водить машину, не выучив правил дорожного движения. 

Также как и невозможно жить в современном обществе, не зная своих прав.

 Человек, который не разбирается в законодательстве, не знает о своих обязанностях и правах, не знает, что нужно делать в случае возникновения сложной ситуации, становится беззащитным перед разнообразными ситуациями.

  Материал к уроку:

Права человека — правила, обеспечивающие защиту достоинства и свободы каждого отдельного человека

(Права человека — это возможность человека поступать определённым образом для удовлетворения своих потребностей, предоставленная и охраняемая государством). 

Правовая культура — общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности.

Естественные права человека — права, которыми люди обладают от природы, т.е. без каких-либо договоренностей, или при отсутствии каких-либо политических или юридических институтов 

(право на жизнь,свободу, безопасность, собственность, физическую и психическую неприкосновенность, достоинство личности, личную и семейную тайну и т.п.)

Обязанность - круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения

(Человек формирует в себе чувство долга и ответственности, он понимает, что он живет в обществе, он не один, он должен выполнять правила, которые были приняты до него, должен соблюдать права и свободы других людей, так как и его права могут быть ущемлены другими.)

 Домашнее задание (по желанию)

Напиши 7 обязанностей ученика школы.

Все основные правила запишем на уроке

 

изучаем материал на уроке и повторяем дома

  Тема урока: Образование в культуре народов России

Синквейны

________________. 

Усердное, кропотливое. 

Наставляет, разъясняет, показывает. 

Нелегко грызть гранит науки.

Обучение

___________. 

Нравственная, духовная. 

Развивает, совершенствует, меняет. 

Воспитание открывает многие двери.

 Развитие

___________. 

Активный, образованный. 

Меняет, влияет, помогает.

Стремится к великим делам.

 Люди.

____________ 

Могучая, великая. 

Побеждает, развивается, не сдается.

Страна, в которой мы живем. 

Родина

 5 урок с 02 по 06 октября








Наш язык - важнейшая часть нашего общего поведения. "По томукак человек говоритмы сразу легко можем судить о том, с кем имеем дело", - так писал Д. С. Лихачёв, русский учёный, гражданин, жизнь которого стала подвигом за духовность нашего народа, за всё доброе и прекрасное. 

И нам, нынешнему поколению, нужно много читать и заботиться о своём интеллекте, чтобы быть эрудированными, коммуникабельными, воспитаными людьми

И по томукак человек говоритмы сразу и легко можем судить  о том, с кем мы имеем дело. 

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно. И хоть это трудно - это надо. 

Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, 

наших душ, нашего ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она " затягивает " 



  Материал к уроку:

Начало «книжного обучения» на Руси связывают с принятием христианства. Священнослужители были в те времена самыми образованными людьми. Поэтому школы появлялись при церквях и монастырях. 

До принятия христианства на Руси не было специально организованных школ. Знания и умения дети получали в семье. Мальчиков учил отец (дед), а обучением девочек занималась мать (бабушка). 

Первые школы были открыты на Руси в 988 году. Указ об их создании принял великий князь Владимир Святославич (в народе Владимир Красное Солнышко). Однако в те времена дети неохотно шли учиться грамоте и чтению — вэтом не видели практической пользы. 

В конце XІV века школой стали называть учебное заведение, в котором обучали грамоте и ремеслу. Школьный класс делился на группы по возрасту, у каждой группы был свой учитель. 

При князе Владимире в школе учились только мальчики. Школы для девочек стали открывать в ХІ веке. 

 Домашнее задание: читать материал. Основные понятия записать в тетрадь и (по желанию)

Современное образование отличается четкой структурой. Современные люди знают этапы образования. Это нужно для выстраивания своей траектории жизни

1.Дошкольное. С трех лет ребенок может пойти в детский сад.

2.Начальное общее. В российской школе дети начинают учиться с шести лет; начальное образование занимает четыре года и считается обязательным.

3.Основное общее. Обучение с 5-го по 9-й класс также обязательно для всех. После 9-го класса учащиеся сдают экзамены. Далее образование можно продолжить в школе или поступить в техникум, колледж. 

4.Среднее общее (с 9-го по 11-й класс в школе) или среднее профессиональное (техникум, колледж). В первом случае обучение занимает еще два года, в конце 11-го класса ученики сдают единый государственный экзамен (ЕГЭ), его результаты учитываются при конкурсном отборе абитуриентов в высшие учебные заведения. Во втором случае учеба длится от трех до четырех лет, выпускник приобретает специальность и может работать.

5.Высшее. Система построена по Болонскому принципу, состоит из нескольких уровней: бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура, ординатура и другие.

изучаем материал на уроке и повторяем дома

  Тема урока: Прогресс технический и социальный


прогресс бывает техническим и социальным.

 4 урок с 25 по 29 сентября


Прогресс — направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, повышение уровня организации, усложнение способа организации, характеризуется увеличением внутренних связей. Противоположность — регресс.

Прогресс нужен для создания социально и экономически благоприятной среды в обществе.

Необходимо, чтобы каждый человек качественно трудился, старался работать добросовестно. Только так общество может достичь прогресса.

Труд является неотъемлемой частью нашей жизни. Человек без труда теряет смысл жизни. 

Труд развивает самого работника, благотворно сказывается на воспроизводстве населения, повышении его материального и культурного уровня.

Социальное значение обслуживающего труда велико, без него общество не сможет существовать и развиваться.

  Материал к уроку:

Труд это целесообразная и общественно полезная деятельность человека, требующая умственного и физического напряжения.

Разделение труда— это такой способ производства, при котором работник выполняет определённый вид работ, специализируется на изготовлении определённой продукции или её части.

Производительность труда — показатель, который характеризует результативность труда человека, компании или всех работников в стране за единицу времени. Проще говоря, это объём работы, который выполняет сотрудник или целый отдел за какое-то определённое время. Например, сколько булок хлеба испечёт пекарь за один час рабочего времени или сколько абонементов на фитнес продаст менеджер спортивного зала за один месяц.

 Домашнее задание: 

Напиши 5 предложений на тему: «Самая полезная профессия»

Составить синквейн по теме"ТРУД"



изучаем материал на уроке и повторяем дома

  Тема урока: История быта как история культуры







 3 урок с 18 по 22 сентября


  Материал к уроку:

Быт человека проявляется в его доме, жизненном укладе, хозяйстве. Мы все ведем домашнее хозяйство каждый день, но мы с вами не задумываемся, почему наша жизнь устроена именно так, а не иначе. 

·         Быт — это вещи, которые окружают нас, наши привычки и каждодневное поведение. Быт окружает нас как воздух, и заметен нам только тогда, когда его не хватает или он портится. Мы замечаем особенности чужого быта, но свой быт для нас неуловим — мы склонны его считать «просто жизнью».










А) В избе нары для спанья, устраиваемые под потолком между печью и стеной. ПОЛАТИ

Б) Тонкая длинная щепка от сухого полена для освещения избы. ЛУЧИНА

В) Металлическая рогатка на длинной рукоятке для подхватывания в печи чугунов и горшков. УХВАТ

Г) Небольшая комната, обычно в верхней части жилья. СВЕТЛИЦА

Д) Подставка для лучины, освещающей жилье. СВЕТЕЦ

Е) Полотенце.  РУШНИК

Ж) Подвесная колыбель.  ЛЮЛЬКА

З) Светлая парадная комната в доме.  ГОРНИЦА

И) Изгородь вокруг деревни или у её края. ОКОЛИЦА

 Домашнее задание:знать  что такое быт, домозозяйство/ Знать слова по теме "Русская изба"

Письменно (по желанию): Выбери одну вещь и объясни, как она характеризует народ, которому она принадлежит. 

ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО (ДОМОХОЗЯЙСТВО) - совокупность лиц, проживающих в одном жилом помещении или его части, как связанных, так и не связанных родством, совместно обеспечивающих себя всем необходимым для жизни, полностью или частично объединяя и расходуя свои средства.

Домохозяйства бывают разные. Приходя в гости или читая книги о жизни людей, вы наверняка заметили, что все люди ведут хозяйство по-разному.

Существуют частные домохозяйства и коллективные. 

Частные домохозяйства — определяются как любая группа лиц, живущих вместе и составляющих экономическую единицу, а также тех, кто живёт и управляет домохозяйством в одиночку;

Коллективные домохозяйства — это группа людей, которые живут вместе в каком-либо жилище, или резиденции, или в каком-либо другом территориальном формировании (например, совместно используя землю)

изучаем материал на уроке и повторяем дома

 Тема урока: Культура России. Многообразие регионов







Федерация - союз, объединение

Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство.

 Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

Все они объединились в одно большое государство – Россию, или Российскую Федерацию.

 2 урок с 11 по 15 сентября

 + Запорожская область

+ Херсонская область

+Луганская народная республика

+Донецкая народная республика

  Материал к уроку:

Всего 89 субъектов РФ
24 республики
48 областей
4 автономных округа
1 автономная область Еврейская 
9 краев
3 города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург, Севастополь

 Домашнее задание: Знать субъекты РФ. 

В тетради письменно: выбери 1 субъект РФ и найди интересный факт.


изучаем материал на уроке и повторяем дома

 Тема урока: Мир культуры, его структура





 1 урок с 04 по 08 сентября




 Материал к уроку:






 Домашнее задание: 

Знать: традиционное, индустриальное, постиндустриальное  общества.  

Ответь на ? ( по желанию) "Как культура повлияла на тебя?"




 



















































































 












Работы на оценку в 4 четверти

Задания на выбор (по желанию): 

изучаем материал на уроке и повторяем дома

 Тема урока:  Человек и культура (проект).



 19/35 урок с 27 по 31 мая


  Материал к уроку:

  Домашнее задание:

изучаем материал на уроке и повторяем дома

 Тема урока:  Человек и культура (проект). 






 18/34 урок с 20 по 24 мая

  Материал к уроку:

 Домашнее задание:

изучаем материал на уроке и повторяем дома

 Тема урока: Человек какой он (практическое занятие). 

 17/33 урок с 13 по 17 мая


  Материал к уроку:

 Домашнее задание:

изучаем материал на уроке и повторяем дома

 Тема урока: Моя школа и мой класс (практическое занятие).

 16/32 урок с 06 по 10 мая

  Материал к уроку:

 Домашнее задание:

изучаем материал на уроке и повторяем дома

 Тема урока: Гражданская идентичность (практическое занятие).

 15/31 урок с 29.04 по 03 мая

  Материал к уроку:

 Домашнее задание:



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.